Урок №9. Как делегировать работу и помогать людям расти

Материалы для изучения урока

Рабочие тетради «Миллион лидеров», основаны на программе EQUIP доктора Джона Максвелла

От сложения к умножению

Тогда Двенадцать созвали всех учеников и сказали: – Мы не можем, оставив служение словом Божьим, заняться обслуживанием столов. Поэтому, братья, выберите из вашей среды семь человек с хорошей репутацией, исполненных Духа и мудрости, и мы возложим на них эту обязанность.

Деяния 6:2-3

Решая стать лидером, служитель предпринимает очень важный шаг. Это поистине революционное решение повлияет на его подход к служению. С этого момента он будет оценивать свой успех уже не только по тому, что делает он сам. Теперь его ценность и в том, что способны сделать под его руководством другие! Это называется “Принцип Иофора.”

День, в который Моисей стал лидером

В Исходе 18:17-27 Иофор рассказывает об этом принципе Моисею:

Тесть Моисея ответил: – Ты делаешь это неправильно. И ты, и те, кто приходят к тебе, только утомляетесь. Эта работа слишком тяжела для тебя одного.

Исход 18:17-18

Дальше Иофор дает Моисею мудрый совет, как переложить часть работы на других, чтобы появилась возможность служить большему числу людей. В Писании сказано:

Моисей послушался тестя и сделал, как тот сказал…

Исход 18:24

Часто лидеру проще считать, что он должен со всем справляться самостоятельно. Однако, как указал Иофор Моисею, в этом случае он только измучается. Моисей, в результате, произвел изменения и начал снаряжать на служение других и распределять обязанности между ними.

Семь изменений, которые произвел Моисей, став лидером: (Исход 18)

1. Он сделался мужем МОЛИТВЫ. (стих 19)

Послушай меня, я дам тебе совет, и да будет с тобой Бог. Будь посредником для народа перед Богом и приноси к Нему их споры.

2. Он стал уделять время ОБЩЕНИЮ. (стих 20)

Учи их установлениям и законам…

3. Он изложил ВИДЕНИЕ. (стих 20)

…показывай им путь, по которому идти…

4. Он разработал ПЛАН. (стих 20)

…и дела, которые им делать…

5. Он ИЗБРАЛ и поставил лидеров. (стих 21)

Но выбери из народа способных, боящихся Бога, надежных и неподкупных людей и поставь их начальниками над тысячами, сотнями, полусотнями и десятками.

6. Он дал им возможность СЛУЖИТЬ в соответствии с их дарами. (стих 22)

Они и будут судьями… пусть… простые решают сами…

7. Он теперь делал только то, чего не могли ОНИ. (стих 22)

Трудные дела пусть они приносят к тебе…

В стихе 23 мы видим результат этих изменений: для Моисея – силы, для народа – мир.

Если ты так сделаешь и Бог повелит это тебе, то и ты сможешь выстоять, и люди разойдутся по домам довольными.

От служителя – к лидеру

Между лидером и просто служителем есть различие. Каждый лидер должен одновременно быть служителем, но отнюдь не каждый служитель является лидером. Вот что их отличает:

СЛУЖИТЕЛЬЛИДЕР
Служит людямСлужит людям
Лично восполняет нуждыУполномочивает других людей восполнять нужды людей
Находит удовлетворение в работеНаходит удовлетворение в оснащении других для работы
Держит оборону, чтобы выстоятьИдет в наступление, чтобы продвинуться вперед
Реагирует на нужды, сами собой возникающие время от времениСоздает возможности, позволяющие наставлять других
Сосредоточен на сиюминутных потребностяхСосредоточен на долгосрочном видении
Опекает другихСнаряжает других

Почему лидеры (пасторы) не взращивают других лидеров:

  1. Они понимают, что оснащать людей для служения – нелегкий труд.
  2. Они не уверены в себе или имеют заниженную самооценку.
  3. Они думают, что кроме них никто не подходит для служения.
  4. Они не доверяют другим.
  5. У них есть плохие привычки или небиблейские взгляды.
  6. Они не верят в людей
  7. Они не умеют обучать других.
  8. Последователей воспитывать проще, чем лидеров.

Для того, чтобы растить людей, требуются энергия, время и четкое планирование. Это проактивная, упреждающая модель лидерства (к сожалению, многие лидеры управляют своими организациями с помощью противоположной, реактивной модели – не опережая события, а просто реагируя на них ’’задним числом”). Еще это означает, что тебе, как лидеру, необходимо дать людям возможность ощутить свою причастность к делу. Для этого нужно верить в людей и доверять им – и уметь отказаться от тотального контроля. Однако, если уж ты посвятишь себя взращиванию и оснащению других, то увидишь исполнение обетований Иисуса Христа и в собственной жизни, и в своей лидерской деятельности.

Вопрос: Трудно ли тебе взращивать других и поручать им работу? Почему?

Вопрос: В каких сферах ты можешь отказаться от контроля и подготовить других, чтобы перепоручить все им?

Как выбирать людей, которым можно поручить работу?

Вопрос этот немаловажен. Как выбрать человека, которого будешь готовить для работы? Ответ можно обнаружить в Деяниях 6:1-4.

В эти дни, когда число учеников стало расти, грекоязычные евреи начали жаловаться на местных евреев. Они говорили, что те пренебрегают их вдовами, когда раздают ежедневную пищу. Тогда Двенадцать созвали всех учеников и сказали: – Мы не можем, оставив служение словом Божьим, заняться обслуживанием столов. Поэтому, братья, выберите из вашей среды семь человек с хорошей репутацией, исполненных Духа и мудрости, и мы возложим на них эту обязанность. Сами же мы будем продолжать молиться и нести служение слова.

Деяния 6:1-4

Хорошее лидерство эффективно восполняет нужду в новых лидерах и работниках. В первой церкви их не выбирали путем голосования. Апостолы хорошо знали, какими специфическими качествами должны обладать необходимые им люди. Вот каких людей они выбирали…

  1. Известных в своей среде и оказывающих на нее влияние – “выберите из вашей среды”.
  2. Верующих – “братья”.
  3. Способных служить в команде – “семь человек”.
  4. Облеченных доверием окружающих – “с хорошей репутацией”.
  5. Облеченных силой для выполнения задачи – “исполненных Духа Святого”.
  6. Компетентных и мудрых – “исполненных… мудрости”.
  7. Ответственных – “мы возложим на них… обязанность”.

Как способствовать росту людей, делегируя им служение?

  1. Знать самого себя. Знай свои сильные стороны, которые ты в работе можешь передать другим.
  2. Знать человека, которого хочешь воспитать. Найди его сильные и слабые стороны.
  3. Ясно поставить ему задачу. Не оставляй спорных моментов, сформулируй ее письменно.
  4. Объяснить ему, зачем все это нужно. Покажи человеку, почему это поручение так важно.
  5. Обсуждать с ним процесс его роста по мере выполнения поручения. Рассказывай, в чем он сможет возрасти, выполняя его.
  6. Не жалеть времени на построение личных взаимоотношений с ним. Уделяй время общению, не связанное с работой.
  7. Дать ему видеть тебя в служении. Пусть наблюдает за тобой, задает вопросы, высказывает свои мысли.
  8. Обеспечивать его необходимыми ресурсами и мерой власти. Дай инструменты для выполнения поручения.
  9. Поощрять его вести записи в процессе выполнения поручения. Помоги ему осознать и истолковать свой рост.
  10. Спрашивать с него отчет. Попроси разрешения отслеживать выполнение поручения.
  11. Оставлять ему право на ошибку. Дай понять, что если что-то не получается сразу, можно научиться в процессе.
  12. Постоянно узнавать, как идут дела, и подбадривать. Поощряй каждый успех.

А что сделал бы Иисус? (Луки 9:1-2)

Созвав вместе двенадцать, Иисус дал им силу и власть одолевать всех демонов и излечивать болезни. Затем Он послал их возвещать Божье Царство и исцелять больных

Луки 9:1-2

В этом отрывке мы видим, что Иисус поделился с учениками и властью, и ответственностью. Чтобы исполнить свою миссию, нам нужно разделить с командой работу и поделиться силой. Перекладывая на учеников часть Своего труда, Иисус ставил целью воспитать и взрастить их. Большинство времени Он не проводил в толпе, а сосредоточенно занимался обучением будущих апостолов. Уделяя время не всем поровну, а в основном, тем, кто готов был у Него учиться, Иисус всего за три года сумел приумножить Свое служение.

Процесс воспитания:

  1. Я делаю – ты наблюдаешь.
  2. Мы с тобой делаем вместе.
  3. Ты делаешь – я наблюдаю.
  4. Мы оцениваем вместе.
  5. Ты делаешь – другие наблюдают.

Истина о взращивании людей

Практически каждое длительное движение, оставившее след в истории, держалось на том, что группа лидеров-первопроходцев передавала свой лидерский опыт и ценности следующему поколению лидеров. Оно становилось движением, потому что приобретало характер не сложения, а умножения.

ТАК ВЫГЛЯДИТ СЛОЖЕНИЕ: 1 + 1 = 2

А ТАК – УМНОЖЕНИЕ: 

Взращивание людей посредством делегирования поручений

Существует ряд различий между лидерами, которые растят лидеров, и лидерами, которые растят последователей:

1. ЖЕЛАНИЕ

Лидеры, воспитывающие последователей, ХОТЯТ, ЧТОБЫ НУЖДАЛИСЬ В НИХ САМИХ.

Лидеры, воспитывающие лидеров, ХОТЯТ, ЧТОБЫ У НИХ БЫЛИ ПРЕЕМНИКИ.

2. ФОКУС

Лидеры, воспитывающие последователей, концентрируются на СЛАБОСТЯХ людей.

Лидеры, воспитывающие лидеров, концентрируются на СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ людей.

3. ПРИОРИТЕТЫ

Лидеры, воспитывающие последователей, отдают силы тем, у кого больше НУЖДЫ.

Лидеры, воспитывающие лидеров, отдают силы тем, у кого больше ПОТЕНЦИАЛ.

4. СПОСОБНОСТИ

Лидеры, воспитывающие последователей, это ХОРОШИЕ лидеры.

Лидеры, воспитывающие лидеров, это ВЕЛИКИЕ лидеры.

5. ОТНОШЕНИЕ

Лидеры, воспитывающие последователей, поднимают СЕБЯ.

Лидеры, воспитывающие лидеров, поднимают ДРУГИХ.

6. ВРЕМЯ

Лидеры, воспитывающие последователей, ПРОВОДЯТ время с людьми.

Лидеры, воспитывающие лидеров, ВКЛАДЫВАЮТ время в людей.

7. ОЖИДАНИЯ

Лидеры, воспитывающие последователей, требуют НЕМНОГО посвященности.

Лидеры, воспитывающие лидеров, требуют МНОГО посвященности.

8. СПОСОБ РУКОВОДСТВА

Лидеры, воспитывающие последователей, руководят всеми ОДИНАКОВО.

Лидеры, воспитывающие лидеров, руководят каждым ПО-РАЗНОМУ.

9. ВЛИЯНИЕ

Лидеры, воспитывающие последователей, оказывают влияние на СВОЕ поколение.

Лидеры, воспитывающие лидеров, оказывают влияние на СЛЕДУЮЩЕЕ поколение.

САМООЦЕНКА: На что я затрачиваю больше времени: на приобретение последователей или на воспитание лидеров? Как я работаю над созданием климата лидерства в своем окружении?

ПРИМЕНЕНИЕ: Кого я взращиваю сегодня? Кого могу начать взращивать? Каковы мои планы относительно этого человека?“Некоторые лидеры стремятся воспитывать последователей. Я хочу воспитывать лидеров. И не просто лидеров, а лидеров, которые будут лидерами других лидеров. А потом лидерами лидеров других лидеров.” Дэйл Гэллоуэй

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *